Методы составления заданий по формативному и суммативному оцениванию при критериальном оценивании
Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты. Помимо опорных навыков и умений, уделяется внимание самостоятельной деятельности школьников, создается надежный фундамент для средней ступени обучения. Критериальное оценивание ориентировано на новые цели и результат, позволяет контролировать саморазвитие ребенка. В новой образовательной системе оценка выступает не как критерий минимума, она используется для проверки овладения учебными умениями и навыками. Отметки у школьников, контроль достижений школьников – актуальная проблема современной образовательной системы.
При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности
учащихся.
Крите́рий— признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям.
Критерии описываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Формативное (текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы на уроке и/или дома, осуществление оперативной взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения.
Суммативное внутреннее оценивание - уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершенииизучения блока учебной информации. Суммативное внутреннее оценивание осуществляется педагогами или администрацией школы.
Суммативное внешнее оценивание - определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении уровня обучения. Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой
для
определения итоговых отметок за отчетные периоды обучения.
<!--
[if !supportLineBreakNewLine]
-->
<!--
[endif]
-->
Отчет о достижениях учащихся - это информация, которая составляется за
определенный период времени и свидетельствует о том, какой набор навыков
сформирован у учащегося и как он может их применять в обучении, а также на практике.
ВИДЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ
ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
(по ходу обучения)
- определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
- позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
- позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
- не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.
СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
- (в конце темы, раздела)
- определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
- даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
- является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).
Практическая значимость критериального оценивания
Использование критериального оценивания позволяет
Учителям
- Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
- Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
- Улучшить качество преподавания и обучения;
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей,
- Использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания;
- Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся
- Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения;
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
- Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям
- Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
- Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
- Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
- Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе.
Существует разрыв, между тем, что дал учитель и тем, чему обучились ученики. Именно поэтому необходимо внедрять в практику формативное оценивание, которое формирует процесс диагностирования процесса обучения на начальной и промежуточной стадии.
Процесс формативного оценивания помогает каждому получить информацию о том, насколько успешно учатся ученики. Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и проводя исследования в ходе учебного процесса, можно узнать, как ученики воспринимают материал и как они реагируют на приёмы преподавания.
Формативное оценивание – это механизм, обеспечивающий учителя информацией, на каком этапе обучения находиться ученик и какие эффективнее методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. Использование методов формативного оценивания помогает учащимся выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появляется интерес к учебе, повышается чувство взаимопомощи, коллективизма.
Если раньше на своих уроках мы наблюдали лишь частичное использование огромных возможностей формативного
оценивания, то сейчас, когда мы знакомы с этим видом оценивания, используем его
на каждом этапе урока.
Использование критериев оценивания послужило хорошим руководством для учеников
в процессе выполнения заданий. Они научились более объективно оценивать
качество своей работы, ведь умение оценивать необходимо им в будущем. Совместно
с детьми разрабатываем критерии оценивания по каждому виду заданий. Стараемся,
чтобы критерии были доступными и понятными для детей и не больше трёх-четырех к
одному заданию.
В своей практике я использую различные стратегии, которые способствуют развитию навыков оценивания. В данном случае хочу поделиться опытом использования различных способов формативного оценивания обучающихся.
Способы формативного оценивания
- Дерево успеха
- Лестница успеха
- Лист самоконтроля
- Анкета
- Сигналы рукой. Покажи мне
- Одноминутное эссе
- Индекс-карточки, маршрутный лист
- Речевые образцы
- Закончи фразу
- Светофор
- Графические работы
- З-Х-И-К
- Новости
- Минута на раздумье
- Концептуальная карта
- Шеринг
- SWOT-анализ
- Три М и Д
- Три правды одна ложь
- Диаграмма Венна
- Портфолио